Как вырастить чемпиона

Руководитель «Царскосельского ТехноПарка» Максим Красницкий совместнос историком автомотоспорта, членом совета ветерановавтомотоспорта СанктПетербурга и области Юрием Мелентьевымпланируют выпустить к 300-летию Царского Села энциклопедиюавтомотоспорта.

000

Вообще-то наш город известен в мире_отечественного мотоспорта тем, что именно в Пушкине стартовали первые соревнования, здесь прошли первые российские гонки.

Потом тренировочные площадки и школы перемес­тились в Ленинград.Своими воспоминаниями о былом и размышлениями о нынешних проблемах мотоспорта делится Юрий Мелентьев.

СПОРТ И БИЗНЕС

Пятикратный чемпион мира по мотокроссу Генна­дий Моисеев начинал свой спортивный путь в наших местах. Рано утром добирал­ся на электричке из Вырицы в Пушкин, где работал после 8-го класса учеником элект­ромонтажника. Отработав, вновь садился на электричку и отправлялся на Невский проспект во дворец пионе­ров. Здесь в то время руко­водил мотосекцией выдаю­щий тренер-воспитатель Ки­рилл Демянский, к которому стремились попасть многие мальчишки, заболевшие мо­тоспортом. Последней ноч­ной электричкой Геннадий уезжал домой, чтобы на сле­дующий день снова повто­рить тот же путь.

Мальчишке запала в душу виртуозная езда лидера чемпионата мира по мото­кроссу 1964 года бельгийца Жоэля Роббера, которую он впервые увидел на трассе в Юкках. Тогда он и захотел стать таким же. Упорство па­ренька заметили, но главное, отметили его трудолюбие и горячее желание побеждать. Зимой 1965 года Геннадий неплохо выступил на сво­ем первом соревновании,  а на следующий год уже стал чемпионом Ленинградаи призером чемпионата стра­ны среди юношей. Дальше — тернистый путь к вершинам мотоциклетного Олимпа с горечью поражений и трав­мами, шлифованием мас­терства и радостями побед. Впоследствии Моисеев опи­сал все это в книге «Длинна дорога на Олимп», ставшей для многих мальчишек на­стольной.

Сегодняшний президент «Царскосельского «Техно­-парка» Максим Красницкий. прочитав эту книгу, тоже ус­тремился в городской дворец пионеров к прославленному тренеру мотоспорта. ­

Прозанимавшись более трех лет. он не стал чемпионом страны и тем более чемпионом мира, но в него была заложена, как тогда говорили, «активная жизненная позиция». И ему удалось сделать то, о чем только мечтал Геннадий Моисеев — организовать в начале 2007 года в Пушкине детскую школу для приобщения детей и юношей к этому мужественному виду спорта.

44

И для Моисеева, и для Красницкого в свое время за­нятия мотоспортом были бес­платными. За всё тогда пла­тило государство, прежде все­го, через развитую систему различных общественных и спортивных обществ — мощ­ное ДОСААФ, ведомственные ДСО. армейский СТК. дома и дворцы пионеров, которые предоставляли помещения и технику, оплачивали труд тренеров и поощряли побе­дителей соревнований. Была государственная программа обеспечения занятий техни­ческими видами спорта. Глав­ной трудностью было попасть в мотосекцию, так как жела­ющих было слишком много. Кстати, и будущий чемпион Моисеев, и нынешний прези­дент «Техно-парка» Красницкий тоже были приняты в сек­цию не сразу.

За рубежом ДОСААФов и домов пионеров нет, но там современный мотоспорт достиг высокого уровня разви­тия. Там прекрасные гонщи­ки, совершенная техника, за­хватывающие соревнования, их трансляция по всему ми­ру. Там властвует не только капитал и рыночная эконо­мика, но и очень жесткая, по­рой жестокая конкуренция в спортивном бизнесе. Там за все приходится платить, но и получать, в случае успеха, большие прибыли и достой­ные  гонорары.

Времена изменились, и, если раньше мы кляли их нравы, то сейчас са­ми приходим к тому же.

В Европе и Америке солидные фирмы и состоятель­ные люди поддерживают мо­тоспорт, видя в этом выгоду. Если побеждает спонсируе­мая ими команда или отде­льные гонщики, то тень сла­вы падает и на них, что влечет успешную реализацию их продукции.

У нас спонсоры в очередь на благие дела не становятся. Президенту пушкинской дет­ской мотошколы приходит­ся их выискивать, убеждать и добиваться помощи. Ведь реальные дела требуют не­малых денег. А где их взять, если общественно-спортив­ные организации практи­чески перестали финансироваться государством и получать свою долю бюджетного пирога? Теперь этот пирог приходится печь самим. То есть увязывать спорт с коммерческими структурами.

33

К идеи создания детской мотошколы благосклонно отнеслось руководство авто-комплекса «Тярлево» — так была построена трасса, поя­вились помещения. Благода­ря компании «Yamaha», по­ложено начало техническому оснащению. Согласились за­ниматься с детьми опытные тренеры Александр Марков и Виктор Щукин — появились первые спортивные успехи.

ЧТОБ ХОТЕЛОСЬ И МОГЛОСЬ

Осенью этого года Юрий Мелентьев наблюдал очеред­ной детский мотокросс, ор­ганизованный «Царскосель­ским Техно-Парком». Маль­чишки и девчонки 4-12 лет, приехавшие с родителями и тренерами из разных мест, в красочной спортивной экипировке, на современных дет­ских мотоциклах классов 50, 65. и 85 кубических санти­метров успешно преодолева­ли крутые повороты трассы, справлялись с подъемами и спусками. Спортивный ажио­таж, комментарии, музыка, аплодисменты — все это со­здавало праздничное настро­ение. Даже машинисты элек­тричек на перегоне Пушкин-Павловск замедляли ход, а пассажиры прилипали к ок­нам, чтобы полюбоваться не­обычным зрелищем.

Юрий Мелентьев подумал о том, что и его 11-летнего сы­на неплохо было бы приоб­щить к этому, а вдруг из него получится чемпион, или, во всяком случае, закалится си­ла духа в спортивной борьбе. Но… дорого. Не будет маленький Максимка чемпионом, как и тысячи ребятишек с ог­раниченными финансовыми возможностями     родителей.

Уровень жизни не позволяет согласовать два глагола «хотеть» и «мочь». Другие времена. Другие правила игры. А спонсоров и благотворитлей «на все» найти просто невозможно. Поэтому родители’ платят за занятия детеймотоспортом от 4800 до 7500 тыс.рублей. По меркам большинства в нашей стране, это много. Но все сборы полностью уходят на оплату аренды земли под трассой, помещений,  хранение мототехники, закупку горюче-смазочных материалов и на многое друге без чего не может нормально функционировать организм «Техно-парка».

И все-таки энергия президента клуба, направленная на поиск людей, готовых поддержать детский спорт, приносит результаты. Сейчас у «Техно-парка» большие планы. Задуман многоэтапный кубок Царского Села длиною в год. Победителя ждет царская награда — олимпийский чемпион Евгений Плющенко вручит ему спортивный мотоцикл «Yamaha», приобретенный на собственные средства. Кубок стартует в январе следующего года, а пока юные спортсмены получают в качестве подарков исторические книги. Например, призеры одной из последних гонок получили «Автомотострасти Российской империи». А в недалеком будущем, наверняка приятным и весьма познавательным подарком станет и «Энциклопедия автомотоспорта России» подготовленная в Пушкине.

Царскосельская газета от 07.12.2007

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.